Замкнутость

Изоляция

Замкнутость — это состояние пониженной коммуникативной активности, характеризующееся отказом от межличностного взаимодействия, ориентацией на свой внутренний мир: мысли, образы, переживания. Интроверты предпочитают проводить время в одиночестве, избегают больших компаний и публичных выступлений и не проявляют инициативы. Замкнутость может быть устойчивой личностной чертой, ситуативной реакцией или признаком психического заболевания. Для диагностики используются беседа, анкеты, проективные тесты. Лечение проводится групповыми и индивидуальными методами психотерапии.

  • Причины изоляции
    • Ситуационная изоляция
    • Психологические факторы изоляции
    • Закрытие — это симптом болезни
  • Голосование
  • Уход
    • Индивидуальная психотерапия
    • Групповые тренировки
    • Коррекция образа жизни
  • Цены на лечение
    • Общая характеристика

      Замыкание характеризует выраженность коммуникативных навыков человека. Это противоположность общительности, которая часто рассматривается как отрицательное качество. Закрытым людям труднее встречаться, поддерживать дружеские и деловые связи и общаться. Детям, которые склонны избегать социальных контактов, часто не хватает времени на освоение школьной программы, они интеллектуально отстают от сверстников и более склонны к агрессии. Это основано на негативном самовосприятии, на преувеличении возможных неудач, на торможении деятельности.

      распространено мнение, что отсутствие общения всегда воспринимается человеком как серьезная проблема. Однако на практике возможны разные варианты. Закрытие — повод для беспокойства, если оно является результатом внутреннего противостояния: страха, незащищенности, отсутствия опыта общения. Таким образом, сохраняется общая ориентация человека на отношения, но отсутствует смелость или умение стать открытым, общительным.

      Другой вариант — когда человек замкнут и сосредоточен на внутреннем мире — на эмоциях, фантазиях, идеях. Закрытие его не обременяет, жизнь интересная, насыщенная. Говорят об этих людях, умеющих радоваться уединению. Они с удовольствием погружаются в чтение книг, просмотр фильмов, компьютерные игры. Многие люди активно общаются в виртуальном пространстве — на тематических форумах, в чатах. Такое взаимодействие не требует эмоциональной вовлеченности, использования невербальных средств (мимика, жесты, интонации), поэтому оно более привлекательно для замкнутых людей.

      Отношения между людьми изменчивы, для успешной социализации необходимо проявление как общительности, так и замкнутости. Открытость, болтливость помогают налаживать контакты, которые будут осуществляться в профессиональном контексте, в неформальном общении, например, в дружбе. Замыкание позволяет обратить внимание на внутреннее состояние, обезопасить себя от неэффективного и неприятного общения, быстрее восстановиться после эмоциональных и стрессовых нагрузок.

      Причины замкнутости

      Закрытие может быть выраженным или незначительным, постоянным или периодическим. Иногда это становится временной реакцией на определенные события и успешно контролируется человеком, в других случаях проявляется постоянно во всех сферах жизни в сочетании со страхами, агрессией и недоверием. Некоммуникативные характеристики, степень социальной дезадаптации могут быть связаны с ситуативными факторами, психологическими проблемами или психическим заболеванием.

      Ситуационная замкнутость

      Для большинства людей изоляция вызывается только определенными ситуациями. Это осознанный выбор или он возникает неосознанно, но он сознательно поддерживается человеком, помогает ему функционировать более эффективно — избегать ненужного стресса, неприятных эмоций. Умение время от времени ограничивать социальность — признак пластичности, гибкости психики. Возможные причины ситуационной изоляции:

      • Отсутствие собеседников. Человек может казаться замкнутым в незнакомой или незнакомой компании. Его молчание связано с тем, что еще не установлен необходимый уровень доверия к людям, нет четкого понимания специфики разговора. Наблюдать за происходящим активнее, чем говорить напрямую.
      • Отсутствие интереса к разговору. Замыкание может возникнуть при недостаточном интересе к содержанию разговора, его участникам или ситуации в целом. Человек замолкает, когда разговор скучный, непонятный или участие в нем вызывает неприязнь. Отстраненность позволяет сэкономить силы, сохранить положительный эмоциональный настрой.
      • Подавленное эмоциональное состояние. В состоянии печали, грусти, апатии человек не испытывает желания говорить. Причины разнообразны: жизненные неудачи, накопленный стресс, ежедневные стрессовые нагрузки. Как только настроение поднимается, возвращается прежняя общительность.
      • Усталость. Межличностное взаимодействие — это всегда процесс обмена информацией и эмоциями. Если человек устал, энергии, необходимой для поддержания разговора, недостаточно. Есть потребность в отдыхе, в восстановлении. Примером может служить тишина после рабочего дня, особенно между людьми, чья профессия связана с общением.
      • Увлечение мыслями. Иногда снижение интереса к окружающему — результат напряженной умственной работы. В то же время внимание сосредоточено на идее, проблеме, воспоминаниях. Поглощение внутренней работы проявляется в отстраненности, замкнутости, отвлеченности. Пример — ученый, развивающий новую теорию.
      • Ролевое поведение. Некоторые ситуации требуют демонстрации сдержанности и скромности, демонстрации послушания, готовности подчиняться. Образ замкнутого человека — это социальная роль, выполнение которой более выгодно в существующих условиях. Таким образом становится замкнутым ребенок, родители которого часто ругаются, проявляя агрессию. «Тихое» поведение позволяет ему оставаться невидимым.

      Психологические факторы замкнутости

      Отсутствие общения, застенчивость, скрытность могут быть не ситуативными реакциями, а стойкими чертами характера, которые проявляются в неловких ситуациях или ежедневно. Причины такого поведения кроются в предыдущем опыте, то есть объясняются типом образования, условиями обучения и профессиональной деятельности и возникшими травматическими ситуациями. Замкнутость как черта личности может быть вызвана следующими факторами:

      • Плохие коммуникативные навыки. Замкнутость, отсутствие общения может быть основано на недостаточно развитой способности межличностного взаимодействия. Распространенные причины — частые болезни, длительное лечение в больнице; физические пороки, мешающие установлению отношений; отказ ребенка от посещения детского сада, школы. В этих случаях человек закрыт, потому что у него нет опыта позитивного общения.
      • Страх общения. Причины этой фобии — неуверенность, нестабильная самооценка. Человек принижает собственные качества, не верит, что может нравиться людям, быть интересным. Боится возможных негативных последствий общения — конфликта, критики, осуждения или издевательства — поэтому предпочитает оставаться незамеченным, не проявляет инициативы.
      • Отрицательный опыт взаимоотношений. Желание побыть одному может проявляться как защитная реакция психики. Фехтование часто развивается после травмирующих отношений, когда нужно избегать повторных предательств, разочарований, чувства стыда или унижения. Например, подросток уходит на пенсию после конфликтной ситуации с группой сверстников или с женщиной после супружеской измены.
      • Особенности воспитания. Дети-интроверты растут в семьях, где родители не развивают в ребенке общительность и эмоциональность. Причины — высокая занятость на работе, нехватка времени для совместной деятельности, эмоциональная холодность матери. Другой вариант деструктивного воспитания — частое проявление родительской агрессии. Ребенок постоянно испытывает страх, закрывается, чтобы обезопасить себя.
      • Свойства темперамента. Иногда, несмотря на общительность родителей и положительный опыт дружбы, человек с детства хранит молчание. Это связано с особенностями его темперамента, а именно со свойствами высшей нервной деятельности. Людям с малоподвижностью нервных процессов — флегматикам, меланхоликам — сложно привыкнуть к новой среде, деятельности, окружающей среде. Поэтому предпочитают уединение или общение с небольшим кругом друзей.

      Изоляция

      Закрытие может быть признаком или симптомом заболевания

      Замкнутость – симптом болезни

      Стойкая склонность к отчуждению от общения с людьми — это проявление психического расстройства. Закрытие основано на депрессивном эмоциональном состоянии, ярко выраженной тревоге, страхах, бредовых представлениях о преследовании. Пациенты часто социально не адаптированы: они не ходят на работу, у них нет друзей, их отгораживают члены семьи. Отсутствие общения, скрытность характерны для следующих заболеваний:

      • Депрессия. При депрессивных расстройствах эмоциональный фон снижается, мотивационно-волевые функции ослабевают. Больные испытывают постоянную грусть, теряют интерес ко всем сферам жизни, в том числе к общению. Большую часть времени они проводят в одиночестве, межличностные контакты болезненны, быстро утомляют. При тяжелой апатической депрессии речь может полностью отсутствовать.
      • Социопатия. Антисоциальное расстройство личности — это патологическое изменение характера, характеризующееся незнанием социальных норм, отсутствием привязанности, склонностью к агрессии и противоправным действиям. Причины неразговорчивости социопатов — подозрительность, злость, человеконенавистничество. Из-за отсутствия сочувствия и близких отношений можно навредить окружающим.
      • Шизоидная психопатия. С этим характерологическим расстройством люди становятся замкнутыми, антисоциальными, сосредоточенными на внутренних переживаниях. Одиночество их не пугает, есть увлечение их мыслями, идеями, образами. Поведение отличается оригинальностью, неординарностью. Характерна творческая направленность личности: рисование картин, музицирование, необычная одежда.
      • Личностное тревожное расстройство. Заболевание проявляется заниженной самооценкой, постоянной тревогой, стремлением к социальной изоляции. Пациенты чрезвычайно чувствительны к мнению других, недооценивают свои способности к общению и поэтому избегают контактов. Причины изоляции — боязнь отказа, осуждения, унижения других. Расстройство формируется в возрасте 16-24 лет, часто спровоцировано травмирующим опытом общения со сверстниками, высокими требованиями родителей в детстве, подростковом возрасте.
      • Аутизм. Заболевание возникает из-за нарушений в развитии головного мозга, проявляется отсутствием потребности в социальном взаимодействии, специфическими отклонениями в речевом развитии и поведении. Основные симптомы — это желание уйти от контактов, крайнее одиночество, стереотипные движения и действия. Возможно полное отсутствие речи, погружение в мир собственных переживаний, непонятный для окружающих. Больные могут неадекватно реагировать на внешние раздражители, попытки завязать разговор.
      • Шизофрения. Это психическое расстройство носит эндогенный характер: оно развивается из-за каких-то внутренних изменений в головном мозге. Причины изоляции пациентов — изменение личности, искажение мышления. Происходит разрушение целостного образа «Я», ослабевают интересы и мотивы, нарастает аутизм — уход от внешних контактов к внутренним образам, чувствам, рассуждениям. Расстройства мышления могут включать заблуждения — идеи, которым другие хотят навредить. Это тоже становится основой скрытности.
      • Бредовое расстройство. Причины заболевания могут быть разными, ключевым симптомом является наличие систематического делирия, лишенного странностей. Пациенты становятся неразговорчивыми, замкнутыми, если такое поведение соответствует теме их расстройства. Таким образом, в бреде преследования они весь день сидят дома, закрывают двери, никого не впускают, ни с кем не разговаривают.

      Обследование

      Легкие формы изоляции не требуют особого ухода и диагностики; они обычно успешно компенсируются добровольными усилиями и организацией достойных условий жизни. Психологическое обследование или обследование у психиатра необходимо в случаях, когда секретность человека серьезно мешает его социализации: посещение учебного заведения, рабочего места, официальных и неформальных встреч. Для определения степени стеснительности и ее причин используется группа методов:

      • Клинический разговор. На собеседовании пациенты отвечают коротко, односложно. В их речи отсутствует эмоциональная составляющая или преобладает тревога, негативное отношение к экзамену. Тяжелые психические расстройства могут сопровождаться полной невозможностью наладить контакт, выстроить диалог. В этом случае получение клинической информации становится невозможным без участия родственников или других лиц, осуществляющих уход.
      • Наблюдение. Замыкание выражается поведением пациента: его позой, жестами, мимикой. Характерны жесткость движений, общее физическое напряжение. Поза часто бывает «закрытой»: руки скрещены на груди или животе, одна нога опирается на другую (область таза закрыта). Пациенты часто используют сумку или ранец с бумагами как «щит». Большинство из них смотрит вниз или в сторону во время разговора; зрительный контакт устанавливается редко. Эмоциональные реакции внешне проявляются очень слабо или полностью отсутствуют.
      • Психодиагностические анкеты. Используются специальные тесты: «Оценка уровня общительности» В.Ф. Результаты позволяют оценить коммуникативные навыки, установить причины скрытности и неразговорчивости, помочь отличить ситуативную изоляцию от психологической, патологической изоляции.
      • Проективные техники. Методы рисования и тесты интерпретации используются для выявления легких форм коммуникативных расстройств, которые не выявляются в ходе беседы или наблюдения. Полученные данные свидетельствуют об отчуждении, предпочтительной роли человека в группе (участник, внешний наблюдатель). Кроме того, устанавливается наличие застенчивости, заниженной самооценки, агрессии.

      Изоляция

      Психологические тесты и анкеты используются для диагностики причин абстиненции

      Лечение

      Изоляция, мешающая человеку общаться и снижающая качество жизни, требует коррекции. При тяжелом психическом заболевании восстановление коммуникативной функции возможно только при комплексном лечении, включающем медикаментозную терапию, психотерапию и реабилитацию. Если коммуникативные трудности связаны с нарушениями характера или психологическими проблемами, симптоматическая помощь в виде индивидуальной психотерапии, группового обучения и целевого создания условий, требующих поддержания разговора, дает хороший эффект.

      Индивидуальная психотерапия

      Индивидуальные занятия дают положительный опыт общения. Они необходимы на начальных этапах лечения: психотерапевт создает оптимальные условия для межличностного контакта, помогает пациенту раскрыться, преодолеть страх, почувствовать одобрение, поддержку. После установления доверительных отношений разрабатывается план передачи положительного опыта, полученного в ситуации общения, с другим человеком или группой людей. Кроме того, во время индивидуальных сеансов терапии проводится обучение навыкам самообучения, визуализации, релаксации и позитивного мышления.

      Групповые тренинги

      Групповая терапия — самый эффективный метод борьбы с застенчивостью и замкнутостью. Для развития коммуникабельности проводятся обучающие курсы по общению, на которых пациенты воспроизводят ситуации различных взаимодействий: конфликтных, дружеских, официальных. Обратная связь после урока позволяет поделиться чувствами, узнать об опыте других участников. Дополнительные методы работы — это занятия арт-терапией, танцевальной терапией и другими подобными направлениями, ориентированные на развитие навыков принятия себя, на развитие невербальных способов общения.

      Коррекция образа жизни

      Для самостоятельной работы пациентам рекомендуется намеренно создавать коммуникативные ситуации: участвовать в семейных обедах, культурных мероприятиях, встречах с друзьями. Стоит найти работу, требующую ежедневного контакта с разными людьми, тогда ситуации вынужденного разговора сформируют коммуникативные навыки и желание общаться. На начальном этапе может потребоваться параллельная работа с терапевтом, использование техник релаксации, которые уменьшают неуверенность или нежелание контактировать с другими.

      Поделиться:
      ×
      Рекомендуем посмотреть